Государственные органы — различия между версиями

Материал из Процессуальное право
Перейти к:навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
Кого они защищают? Другие лица или неопределенный круг лиц – это {{ГПК|46}}. Еще интересы несовершеннолетних.Такие лица несут все права и обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.Различия ст.46 и ст.45. Прокурор может вступить в дело независимо от просьбы лица, а эти лица только по просьбе таких лиц.По поводу расходов и мирового соглашения и остальных прав и обязанностей все так же, как и у прокурора.Еще одно отличие – самые первые слова в ст.46: «в случаях, предусмотренных законом».
+
Кого они защищают? Другие лица или неопределенный круг лиц – это {{ГПК|46}}. Еще интересы несовершеннолетних. Такие лица несут все права и обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Различия ст.46 и ст.45. Прокурор может вступить в дело независимо от просьбы лица, а эти лица только по просьбе таких лиц. По поводу расходов и мирового соглашения и остальных прав и обязанностей все так же, как и у прокурора. Еще одно отличие – самые первые слова в ст.46: «в случаях, предусмотренных законом».
 
 
[[Прокурор]] – субъект универсально правоспособный в том смысле, что в интересах гражданина, который не может сам себя защищать, или в интересах неопределенного круга лиц он может предъявлять любой иск. Эти четыре категории лиц имеют специальную правосубъектность.Какие примеры? Органы опеки в защиту детей. СК РФ говорит о случаях, когда органы опеки вправе защищать детей. Другой пример – органы Роспотребнадзора в защиту потребителей, или организации защиты прав потребителей в защиту потребителей. Это то, что на поверхности.Тут дело в том, что ст.46 предоставляет право защищать чужие интересы трем категориям лиц: (1) органы государственные и муниципальные, (2) организации, (3) граждане. Какие организации? СК РФ, ЗПП и так далее. Граждане тоже все понятно.
 
 
 
Самая типичная группа – госорганы и муниципалы. В чьих интересах: интересы других лиц или в интересах неопределенного круга лиц. В ст.45 – прокурор обращается в защиту РФ, субъектов РФ, МО. А этих трех субъектов в ст.46 ГПК. Получается, что госорганы и муниципалы не могут обращаться в защиту РФ, субъектов РФ и МО. Это странно, ибо госорганы и муниципалы как раз и были созданы для защиты таких лиц.Когда имеет место участие госоргана в процессе по основаниям ст.46? Тут нужно различать четыре случая участия госоргана в процессе.
 
  
 +
[[Прокурор]] – субъект универсально правоспособный в том смысле, что в интересах гражданина, который не может сам себя защищать, или в интересах неопределенного круга лиц он может предъявлять любой иск. Эти четыре категории лиц имеют специальную правосубъектность. Какие примеры? Органы опеки в защиту детей. СК РФ говорит о случаях, когда органы опеки вправе защищать детей. Другой пример – органы Роспотребнадзора в защиту потребителей, или организации защиты прав потребителей в защиту потребителей. Это то, что на поверхности. Тут дело в том, что ст.46 предоставляет право защищать чужие интересы трем категориям лиц: (1) органы государственные и муниципальные, (2) организации, (3) граждане. Какие организации? СК РФ, ЗПП и так далее. Граждане тоже все понятно.
  
 +
Самая типичная группа – госорганы и муниципалы. В чьих интересах: интересы других лиц или в интересах неопределенного круга лиц. В ст.45 – прокурор обращается в защиту РФ, субъектов РФ, МО. А этих трех субъектов в ст.46 ГПК. Получается, что госорганы и муниципалы не могут обращаться в защиту РФ, субъектов РФ и МО. Это странно, ибо госорганы и муниципалы как раз и были созданы для защиты таких лиц. Когда имеет место участие госоргана в процессе по основаниям ст.46? Тут нужно различать четыре случая участия госоргана в процессе.
 
==Государственные органы как юридические лица==
 
==Государственные органы как юридические лица==
  
Строка 14: Строка 12:
 
==Государственный орган как представитель публично-правового образования==
 
==Государственный орган как представитель публично-правового образования==
  
ст.125, ст.126 ГК РФ. Публичные собственники в гражданском обороте участвуют на равных правах с другими участниками процесса. Гражданские права и обязанности для РФ, субъекты РФ и МО приобретаются для них государственными органами. Отсюда, госорганы участвуют в процессе от имени РФ, субъекта РФ или МО. Орган не является стороной в таком деле. Сторона в деле – государство, субъект РФ, МО. Государственный орган, упрощенно, - это представитель государства в спорах о защите государственной собственности.Это важно с точки зрения объема возможностей и обязанностей. Должна ли РФ платить пошлину? Если РФ защищает публичные интересы, то не должна. А если свои частные интересы защищает? Да, должна платить. А мировые соглашения? Если публичные интересы, то, как правило, не может. А если частный интерес, то не может.
+
ст.125, ст.126 ГК РФ. Публичные собственники в гражданском обороте участвуют на равных правах с другими участниками процесса. Гражданские права и обязанности для РФ, субъекты РФ и МО приобретаются для них государственными органами. Отсюда, госорганы участвуют в процессе от имени РФ, субъекта РФ или МО. Орган не является стороной в таком деле. Сторона в деле – государство, субъект РФ, МО. Государственный орган, упрощенно, - это представитель государства в спорах о защите государственной собственности. Это важно с точки зрения объема возможностей и обязанностей. Должна ли РФ платить пошлину? Если РФ защищает публичные интересы, то не должна. А если свои частные интересы защищает? Да, должна платить. А мировые соглашения? Если публичные интересы, то, как правило, не может. А если частный интерес, то не может.
  
Государство в гражданских отношениях. Защита собственности. Но ведь не только виндикация. Пример. Минфин взыскивало задолженность по бюджетному кредиту с ГУП. Представитель ГУП говорит – платите пошлину! Какую пошлину? – говорит Минфин. Ну, нужна же равенство всех форм собственности – адвокат. Минфин: у нас публичный интерес. Вы чего, рехнулись? Адвокат подумал, что он был не прав. Государственная пошлина – вопрос процессуального равноправия. Если я вступаю в дело и вижу, что моему оппоненту уже предоставлены неосновательные преференции в виде неуплаты пошлины, то я заявляю отвод судье, потому что мне в таком суде делать нечего.Получается, частно-собственнические интересы сплетаются с публичными интересами. Но вот есть ГК, там вы собственники, как и все. А значит, платите пошлину. Когда орган идет в суд, он становится квази-представителем, стороной является публично-правовое образование. Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ №6/8 от 01.07.1996 – пленум дал толкование ст.16 ГК (возмещение убытков). Ответчиком по иску является не орган, а публично-правовое образование, к которому относится этот орган. В исковом заявлении должен быть указан публично-правовое образование в лице соответствующего органа. Орган, уполномоченный представлять публично-правовое образование по такому иску, это орган – главный распорядитель бюджетных средств (ст.158 БК).  
+
Государство в гражданских отношениях. Защита собственности. Но ведь не только виндикация. Пример. Минфин взыскивало задолженность по бюджетному кредиту с ГУП. Представитель ГУП говорит – платите пошлину! Какую пошлину? – говорит Минфин. Ну, нужна же равенство всех форм собственности – адвокат. Минфин: у нас публичный интерес. Вы чего, рехнулись? Адвокат подумал, что он был не прав. Государственная пошлина – вопрос процессуального равноправия. Если я вступаю в дело и вижу, что моему оппоненту уже предоставлены неосновательные преференции в виде неуплаты пошлины, то я заявляю отвод судье, потому что мне в таком суде делать нечего. Получается, частно-собственнические интересы сплетаются с публичными интересами. Но вот есть ГК, там вы собственники, как и все. А значит, платите пошлину. Когда орган идет в суд, он становится квази-представителем, стороной является публично-правовое образование. Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ №6/8 от 01.07.1996 – пленум дал толкование ст.16 ГК (возмещение убытков). Ответчиком по иску является не орган, а публично-правовое образование, к которому относится этот орган. В исковом заявлении должен быть указан публично-правовое образование в лице соответствующего органа. Орган, уполномоченный представлять публично-правовое образование по такому иску, это орган – главный распорядитель бюджетных средств (ст.158 БК).  
  
 
Обязанность найти компетентный орган есть обязанность суда. Если истец неправильно указал орган, это не повод для того, чтобы отказать в иске, суд должен сам привлечь надлежащий орган. Замена ненадлежащего органа на надлежащий не составляет замены ненадлежащего ответчика (поскольку в этом случае необходимо получать согласие истца). Сторона остается той же самой. Если ответчиков несколько, то иск предъявляется по выбору истца. Замена ненадлежащего ответчика – это институт, с помощью которого можно обойти правила о подсудности и оказаться в удобном суде. Указывать несколько ответчиков и предъявлять иск по месту жительства, а после привлечь надлежащего ответчика. Орган реализует весь комплекс прав и обязанностей истца, ведь перед нами государство в лице его органов.
 
Обязанность найти компетентный орган есть обязанность суда. Если истец неправильно указал орган, это не повод для того, чтобы отказать в иске, суд должен сам привлечь надлежащий орган. Замена ненадлежащего органа на надлежащий не составляет замены ненадлежащего ответчика (поскольку в этом случае необходимо получать согласие истца). Сторона остается той же самой. Если ответчиков несколько, то иск предъявляется по выбору истца. Замена ненадлежащего ответчика – это институт, с помощью которого можно обойти правила о подсудности и оказаться в удобном суде. Указывать несколько ответчиков и предъявлять иск по месту жительства, а после привлечь надлежащего ответчика. Орган реализует весь комплекс прав и обязанностей истца, ведь перед нами государство в лице его органов.
Строка 22: Строка 20:
 
==Государственный орган как сторона публичного правоотношения==
 
==Государственный орган как сторона публичного правоотношения==
  
ППВС и ППВАС 6/8 (по части 1 ГК РФ). Речь идет о том, что, как мы знаем, что вред, причиненный незаконными действия органов власти, возмещает казна. Это ст.15 ГК и ст.16 и ст.1069 ГК РФ. Значит, если мы предъявляем такой иск, мы должны указать ответчика: РФ, СПб, например, или МО. Дальше Пленум, комментируя эти статьи, указал: ответчикам по делу являются публичные образования, но они участвуют в деле через органы. Поиск органа, компетентного представлять публичное образование в таком процессе – это обязанность суда. Указание неправильного органа истцом не является основанием ни для возвращения иска, ни для оставления иска без движения. Иск надо принять, ибо ответчик – публичный собственник. И уже суд должен привлечь компетентный орган.Привлечение такого органа, а равно замена одного органа на другой – это не замена ненадлежащего ответчика. Замена ненадлежащего ответчика требует согласия истца. Здесь же орган и ответчик будет найден судом, а согласие истца не требуется, потому что сторона была и остается той же самой – публичное образование.
+
ППВС и ППВАС 6/8 (по части 1 ГК РФ). Речь идет о том, что, как мы знаем, что вред, причиненный незаконными действия органов власти, возмещает казна. Это ст.15 ГК и ст.16 и ст.1069 ГК РФ. Значит, если мы предъявляем такой иск, мы должны указать ответчика: РФ, СПб, например, или МО. Дальше Пленум, комментируя эти статьи, указал: ответчикам по делу являются публичные образования, но они участвуют в деле через органы. Поиск органа, компетентного представлять публичное образование в таком процессе – это обязанность суда. Указание неправильного органа истцом не является основанием ни для возвращения иска, ни для оставления иска без движения. Иск надо принять, ибо ответчик – публичный собственник. И уже суд должен привлечь компетентный орган. Привлечение такого органа, а равно замена одного органа на другой – это не замена ненадлежащего ответчика. Замена ненадлежащего ответчика требует согласия истца. Здесь же орган и ответчик будет найден судом, а согласие истца не требуется, потому что сторона была и остается той же самой – публичное образование.
  
 
[[Суд]] привлекает только субъекта, компетентного действовать от имени публичного образования, не меняя сторону. Пример. Клиент подвергся незаконному уголовному преследованию РУВД. Иск предъявили. Ответчиком указали это УВД. Судья говорит: вам не кажется, что у вас ответчик неправильный. Ответчиком должен быть главный распорядитель денежных средств, а им является МВД. Ну, вот тут Пленум обязал суд найти компетентный орган. Государственные органы как органы власти тут, собственно.
 
[[Суд]] привлекает только субъекта, компетентного действовать от имени публичного образования, не меняя сторону. Пример. Клиент подвергся незаконному уголовному преследованию РУВД. Иск предъявили. Ответчиком указали это УВД. Судья говорит: вам не кажется, что у вас ответчик неправильный. Ответчиком должен быть главный распорядитель денежных средств, а им является МВД. Ну, вот тут Пленум обязал суд найти компетентный орган. Государственные органы как органы власти тут, собственно.
Строка 38: Строка 36:
 
{{ГПК|47}} – дача заключения по делу. Давать заключения по делу могут только органы госвласти и органы местного самоуправления (например, дача заключения органами опеки и попечительства; трудовая инспекция в трудовых спорах). Не все субъекты, которые могут защищать чужой интерес по ст.46 ГПК, могут давать заключения по делу.
 
{{ГПК|47}} – дача заключения по делу. Давать заключения по делу могут только органы госвласти и органы местного самоуправления (например, дача заключения органами опеки и попечительства; трудовая инспекция в трудовых спорах). Не все субъекты, которые могут защищать чужой интерес по ст.46 ГПК, могут давать заключения по делу.
  
Эти органы являются профессионалами в соответствующем деле: их заключение – это оказание суду помощи в разрешении соответствующего дела. Это заключение-мнение, которое не носит обязательного характера. Эти заключения могут иметь статус доказательств. Пример – родители спорят о том, с кем будет проживать ребенок. Суд поручает органам опеки обследовать жилищные условия родителей и дать заключение. Это заключение в той части, в которой содержит фактическую информацию, будет доказательством по делу.Различают обязательную и факультативную дачу заключения. Когда предусмотрено законом – это обязательная дача заключения, а иные необходимые случаи (суд сам желает получить заключение) – это факультативная дача заключения. Если орган не явился, а дача заключения обязательна, то суд рассматривать дело не имеет права.
+
Эти органы являются профессионалами в соответствующем деле: их заключение – это оказание суду помощи в разрешении соответствующего дела. Это заключение-мнение, которое не носит обязательного характера. Эти заключения могут иметь статус доказательств. Пример – родители спорят о том, с кем будет проживать ребенок. Суд поручает органам опеки обследовать жилищные условия родителей и дать заключение. Это заключение в той части, в которой содержит фактическую информацию, будет доказательством по делу. Различают обязательную и факультативную дачу заключения. Когда предусмотрено законом – это обязательная дача заключения, а иные необходимые случаи (суд сам желает получить заключение) – это факультативная дача заключения. Если орган не явился, а дача заключения обязательна, то суд рассматривать дело не имеет права.

Версия 21:51, 8 октября 2019

Кого они защищают? Другие лица или неопределенный круг лиц – это ст.46 ГПК РФ. Еще интересы несовершеннолетних. Такие лица несут все права и обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Различия ст.46 и ст.45. Прокурор может вступить в дело независимо от просьбы лица, а эти лица только по просьбе таких лиц. По поводу расходов и мирового соглашения и остальных прав и обязанностей все так же, как и у прокурора. Еще одно отличие – самые первые слова в ст.46: «в случаях, предусмотренных законом».

Прокурор – субъект универсально правоспособный в том смысле, что в интересах гражданина, который не может сам себя защищать, или в интересах неопределенного круга лиц он может предъявлять любой иск. Эти четыре категории лиц имеют специальную правосубъектность. Какие примеры? Органы опеки в защиту детей. СК РФ говорит о случаях, когда органы опеки вправе защищать детей. Другой пример – органы Роспотребнадзора в защиту потребителей, или организации защиты прав потребителей в защиту потребителей. Это то, что на поверхности. Тут дело в том, что ст.46 предоставляет право защищать чужие интересы трем категориям лиц: (1) органы государственные и муниципальные, (2) организации, (3) граждане. Какие организации? СК РФ, ЗПП и так далее. Граждане тоже все понятно.

Самая типичная группа – госорганы и муниципалы. В чьих интересах: интересы других лиц или в интересах неопределенного круга лиц. В ст.45 – прокурор обращается в защиту РФ, субъектов РФ, МО. А этих трех субъектов в ст.46 ГПК. Получается, что госорганы и муниципалы не могут обращаться в защиту РФ, субъектов РФ и МО. Это странно, ибо госорганы и муниципалы как раз и были созданы для защиты таких лиц. Когда имеет место участие госоргана в процессе по основаниям ст.46? Тут нужно различать четыре случая участия госоргана в процессе.

Государственные органы как юридические лица

По действующему закону госорганы и муниципалы в подавляющем случае являются бюджетными учреждениями, наделены гражданской правосубъектностью, являются юрлицами. У них право оперативного управления. В этом смысле они обычные участники в процессе. В этом случае по названию госорган, а на деле обычное юрлицо. Например, Правительство РФ.

Тут нужно понимать, в каком качестве выступает госорган. Как учреждение, отстаивая свои личные имущественные права, или как орган власти? Это разграничение нужно, ибо если мы его не проведем, то нарушим равноправие. Почему нарушим равноправие? Потому что ст.46 – в защиту чужих интересов пошлина не платится. А в защиту своих интересов – пошлина платится. Ну и мировое соглашение. Разве юрлица не могут заключать мировые соглашения? Да, могут, ибо у них собственный интерес в деле, а вот по ст.46 мирового нет.

Государственный орган как представитель публично-правового образования

ст.125, ст.126 ГК РФ. Публичные собственники в гражданском обороте участвуют на равных правах с другими участниками процесса. Гражданские права и обязанности для РФ, субъекты РФ и МО приобретаются для них государственными органами. Отсюда, госорганы участвуют в процессе от имени РФ, субъекта РФ или МО. Орган не является стороной в таком деле. Сторона в деле – государство, субъект РФ, МО. Государственный орган, упрощенно, - это представитель государства в спорах о защите государственной собственности. Это важно с точки зрения объема возможностей и обязанностей. Должна ли РФ платить пошлину? Если РФ защищает публичные интересы, то не должна. А если свои частные интересы защищает? Да, должна платить. А мировые соглашения? Если публичные интересы, то, как правило, не может. А если частный интерес, то не может.

Государство в гражданских отношениях. Защита собственности. Но ведь не только виндикация. Пример. Минфин взыскивало задолженность по бюджетному кредиту с ГУП. Представитель ГУП говорит – платите пошлину! Какую пошлину? – говорит Минфин. Ну, нужна же равенство всех форм собственности – адвокат. Минфин: у нас публичный интерес. Вы чего, рехнулись? Адвокат подумал, что он был не прав. Государственная пошлина – вопрос процессуального равноправия. Если я вступаю в дело и вижу, что моему оппоненту уже предоставлены неосновательные преференции в виде неуплаты пошлины, то я заявляю отвод судье, потому что мне в таком суде делать нечего. Получается, частно-собственнические интересы сплетаются с публичными интересами. Но вот есть ГК, там вы собственники, как и все. А значит, платите пошлину. Когда орган идет в суд, он становится квази-представителем, стороной является публично-правовое образование. Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ №6/8 от 01.07.1996 – пленум дал толкование ст.16 ГК (возмещение убытков). Ответчиком по иску является не орган, а публично-правовое образование, к которому относится этот орган. В исковом заявлении должен быть указан публично-правовое образование в лице соответствующего органа. Орган, уполномоченный представлять публично-правовое образование по такому иску, это орган – главный распорядитель бюджетных средств (ст.158 БК).

Обязанность найти компетентный орган есть обязанность суда. Если истец неправильно указал орган, это не повод для того, чтобы отказать в иске, суд должен сам привлечь надлежащий орган. Замена ненадлежащего органа на надлежащий не составляет замены ненадлежащего ответчика (поскольку в этом случае необходимо получать согласие истца). Сторона остается той же самой. Если ответчиков несколько, то иск предъявляется по выбору истца. Замена ненадлежащего ответчика – это институт, с помощью которого можно обойти правила о подсудности и оказаться в удобном суде. Указывать несколько ответчиков и предъявлять иск по месту жительства, а после привлечь надлежащего ответчика. Орган реализует весь комплекс прав и обязанностей истца, ведь перед нами государство в лице его органов.

Государственный орган как сторона публичного правоотношения

ППВС и ППВАС 6/8 (по части 1 ГК РФ). Речь идет о том, что, как мы знаем, что вред, причиненный незаконными действия органов власти, возмещает казна. Это ст.15 ГК и ст.16 и ст.1069 ГК РФ. Значит, если мы предъявляем такой иск, мы должны указать ответчика: РФ, СПб, например, или МО. Дальше Пленум, комментируя эти статьи, указал: ответчикам по делу являются публичные образования, но они участвуют в деле через органы. Поиск органа, компетентного представлять публичное образование в таком процессе – это обязанность суда. Указание неправильного органа истцом не является основанием ни для возвращения иска, ни для оставления иска без движения. Иск надо принять, ибо ответчик – публичный собственник. И уже суд должен привлечь компетентный орган. Привлечение такого органа, а равно замена одного органа на другой – это не замена ненадлежащего ответчика. Замена ненадлежащего ответчика требует согласия истца. Здесь же орган и ответчик будет найден судом, а согласие истца не требуется, потому что сторона была и остается той же самой – публичное образование.

Суд привлекает только субъекта, компетентного действовать от имени публичного образования, не меняя сторону. Пример. Клиент подвергся незаконному уголовному преследованию РУВД. Иск предъявили. Ответчиком указали это УВД. Судья говорит: вам не кажется, что у вас ответчик неправильный. Ответчиком должен быть главный распорядитель денежных средств, а им является МВД. Ну, вот тут Пленум обязал суд найти компетентный орган. Государственные органы как органы власти тут, собственно.

Типичный пример, Налоговая инспекция взыскания налоговых недоимок. Она не платит госпошлина. Мировых соглашений нельзя заключать. Тут чистый орган власти. Она идет в суд как орган власти. Тут публичный интерес. Его процессуальное положение испытывает на себе влияние этих публичных интересов. Тут орган – самостоятельная сторона.

Государственный орган как защитник публичных интересов

Государственный орган, защищающий чужой интерес: не свой, как учреждения, не государственный, не свой, как властный, а чужой! Важно последовательно правильно определить права такого органа. Вообще, ст.46 известна только социалистической системе ГПП. В нормальном мире, если ты предъявляешь иск, то ты истец. У нас это вот такие особые истцы. В случаях, предусмотренных законом, ст.46 действует. Что такое случаи, предусмотренные законом? Это конкретный иск, или это любой иск, вытекающий из компетенции данного органа.

ст.46 ГПК РФ – ситуация, в которой госорган выступает в защиту публичных интересов. Госорган в данном случае не является субъектом спорных материальных правоотношений, не платит пошлину и не несет судебные издержки. Истец может отказаться от иска, предъявленного госорганом. Это реализация контрольно-надзорных полномочий госорганов, сам госорган субъектом спорного правоотношения не является. Полномочия контрольно-надзорные должны быть ограничены, именно поэтому указано, что закон сам должен предусматривать это право. Иначе госорганы будут вторгаться безгранично в частный оборот.

Дача заключения по делу

ст.47 ГПК РФ – дача заключения по делу. Давать заключения по делу могут только органы госвласти и органы местного самоуправления (например, дача заключения органами опеки и попечительства; трудовая инспекция в трудовых спорах). Не все субъекты, которые могут защищать чужой интерес по ст.46 ГПК, могут давать заключения по делу.

Эти органы являются профессионалами в соответствующем деле: их заключение – это оказание суду помощи в разрешении соответствующего дела. Это заключение-мнение, которое не носит обязательного характера. Эти заключения могут иметь статус доказательств. Пример – родители спорят о том, с кем будет проживать ребенок. Суд поручает органам опеки обследовать жилищные условия родителей и дать заключение. Это заключение в той части, в которой содержит фактическую информацию, будет доказательством по делу. Различают обязательную и факультативную дачу заключения. Когда предусмотрено законом – это обязательная дача заключения, а иные необходимые случаи (суд сам желает получить заключение) – это факультативная дача заключения. Если орган не явился, а дача заключения обязательна, то суд рассматривать дело не имеет права.