Понятие прав человека

Материал из ВикиПроцесо
Перейти к: навигация, поиск

Введение в права и свободы

Права человека – явление, которое выходит далеко за пределы привычных нам правовых моделей, и в этой связи необходимо оговориться, что предмет нашего изучения в рамках этого курса – это лишь вершина айсберга. Основу этого айсберга составляет широчайший спектр гуманитарных знаний – от антропологии до экономики. То, как именно права человека «легализуются» несомненно важно, но за каждой нормой конституции или международных договоров о правах человека стоит разнообразный человеческий опыт. Например, в свободе вероисповедования невозможно разобраться не обладая при этом обширными знаниями в области теологии. Что такое «религия»? Где проходит граница между религиозными практиками и деятельностью многочисленных сект? Между религиозными и нерелигиозными верованиями, например, верованиями адептов Церкви Сатаны, провозглашающих освобождении от христианских догм?

Но дело здесь не только в том, что установить содержание правовых норм без обращения к иным сферам знания крайне проблематично. Само явление называемое «права человека» не является сугубо юридическим. Большая часть книг о правах человека (особенно книг зарубежных, где соответствующая область разработана гораздо лучше, чем в России) написана не юристами, а специалистами в области политики, экономики, антропологии, этики, философии и т.д. Там же вы часто встретите пока непривычное для нас разграничение понятий «права человека» (human rights) и «позитивные права» (legal rights). При этом первые, как правило, рассматриваются как нечто отличное от позитивных прав, как принципиальное иное явление.

Кратко остановимся на основных подходах, обозначив вопросы, которые как отдельные кусочки пазла составят к окончанию нашего курса общую картину.

Права человека как культурное явление

  • с этой точки зрения, права человека – это системообразующие ценности, «клей», которым скрепляются современные западные общества (только ли западные?)
  • но ценностей много, какие же из них становятся правами человека? Каков «критерий отбора»?
  • ценности могут быть реализованы различным образом. Права человека не ограничиваются ценностями, это еще и социальные практики их реализации. То есть вопрос не только «что?», но и «как?».

Права человека как политическое явление

  • права человека – это права «на крайний случай»
  • нужно пройти очень далеко до тех пор, пока тебе понадобятся права человека (обращение к правам человека как правило свидетельствует о невозможности защиты с помощью обычных позитивных прав, когда все опробовано, но безуспешно)
  • это спасение правовой системы от принятия несправедливого, но соответствующего закону решения. Или иначе – утверждение о несправедливости закона. Однако, такое утверждение имеет процедуру реализации, при успехе которой закон будет отменен. Принятие и отмена законов – вопрос политический. Соответственно, права человека – это политический манифест с требованием изменений.
  • очень часто права нацелены на учреждение (или повышение эффективности) "нижних" (позитивных) прав
  • два сложных вопроса о компетенции: 1) разделение властей – почему суд становится тем, кто санкционирует политические изменения? 2) правосознание судьи – почему судье поручается решать вопросы перестройки правовой системы?

Права человека как явление из области морали

  • ответ зависит от того, с какой стороны посмотрим. Открывая тексты конституций или ЕКПЧ мы видим ставшее традиционным «права могут быть ограничены для защиты нравственности». С этой точки зрения, права человека есть нечто стороннее (нас как будто отсылают к юридической природе прав и свобод)
  • широко распространена другая точка зрения – что права человека это моральные права высшего порядка, то есть такие права, которые могут быть принудительно реализованы, несмотря на то, что по природе своей скорее ближе к этике, чем к юриспруденции. Но как тогда понимать ч.3 ст.55 Конституции РФ? И самое главное – почему моральные права переносятся в сферу права, позволяя себе реализовываться в юридической процедуре усилиями судьи?

Права человека как явление из области права

  • юристы мыслят моделями – правоспособность, принципы права, законные интересы, субъективные права. Если заглянуть в монографии российских правоведов, то увидим, что были попытки притянуть права человека к каждой из этих моделей.
  • Чечот писал о том, что права человека есть правоспособность, отказывая им в принудительной реализации. Например, право на труд – это только право на право. Имеешь право вступать в трудовые отношения и только. Это и сегодня вопрос, которые, однако, рассматривается с иной точки зрения – с позиций способов защиты.
  • в деле Знаменской мы видим как права человека внезапно становятся в конкретной правоприменительной ситуации законными интересами
  • самая популярная точка зрения, разумеется, в том, что это разновидность субъективных прав. но в чем особенность? Если искать формальные особенности, то можно подойти ко следующей позиции - чтобы возникло субъективное право необходим юридический факт, правоспособность и норма права. Для прав человека ни юридического факта, ни правоспособности не требуется. Нужно только, чтобы был человек (а с компаниями? а с коллективными образованиями, не являющимися юридическими лицами?).
  • к концу курса мы попытаемся ответить для себя на вопрос, что же такое права человека, если смотреть на них из мира права. Ответ будет постоянно мельтешить перед нами, когда мы будем рассматривать аспекты судебной защиты прав.

Наконец, права человека можно (рискованно!) рассматривать как самостоятельную нормативную систему. Для того, чтобы понять, о чем идет речь, перейдем к первой большой теме - универсальность прав человека.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Страницы
Инструменты